Pages

Thursday, January 1, 2009

Рисунок судьбы

С самого раннего детства под эмоциональным давлением сначала семьи, затем друзей, одноклассников мы развиваем в себе так называемое «псевдо-Я». Эта часть нашей личности управляется эмоциями, она противоречива и неустойчива и состоит из множества убеждений и установок, которые мы разделяем только потому, что их считает правильными наше окружение. Причем нередко они противоречат друг другу. Мюррей Боуэн считал, что в течение жизни, опираясь на разум, мы можем развить у себя другое — целостное «Я», которое состоит из продуманных и сознательно выбранных принципов и убеждений. Они согласованы между собой, поэтому, например, принимая решение, мы чувствуем себя ответственными за него. А попадая в особые (стрессовые) обстоятельства, в которых возникает сильное эмоциональное напряжение, в состоянии делать самостоятельный выбор рационально, а не поддаваясь эмоциям. И чем более развито у нас целостное «Я», тем объективнее мы можем оценивать ситуацию, полагаясь не на чувства и стереотипные убеждения, а на разум. И тем выше наш уровень дифференциации «Я».


Лично мне думается что шкала Боуэна (которая в конце) как-то незакончена, там есть много интересного после сотни. Да и сама гипотеза о верховенстве разума (в моем понимании его понимания - рациналистичного, детерминированного начала) мне кажется излишне простоватой и оптимистичной.

No comments:

Post a Comment