Pages

Tuesday, August 30, 2005

Русский-прайм

В 1933 году в "Науке и здравомыслии" Альфред Кожибский предложил исключить из английского языка "идентификационный" глагол "является" (is of identity). В 1949 году Д. Дэвид Борланд-младший предложил запретить вообще все формы слов "быть" и "являться", что привело бы к появлению нового языка, в котором совершенно отсутствовала бы "идентификационность" (isness). Этот предполагаемый язык Борланд назвал "Я-прим", то есть "язык-прим".

Любопытно, что большинство физиков по большей части пишет свои работы на языке-прим благодаря влиянию операционализма -- философии, требующей определять вещи выполняемыми операциями, -- но мало кто из них знает о Я-прим как о дисциплине. К сожалению, даже эти ученые слишком часто допускают "идентификационные" утверждения, сбивая с толку и самих себя, и своих читателей.

Тем не менее Я-прим, похоже, решает многие сложные проблемы и служит хорошим лекарством от того, что Кожибский называет "демонологическим мышлением". Я позволил ему вторгнугься при обсуждении того параноидального мышления, которое широко распространено во всех слоях нашего общества и всегда возникает, когда в наши понятия вкрадывается коварное "является". (В качестве намека или предупреждения я поместил каждое "является" в кавычки -- в надежде, что они привлекут ваше внимание к центральной роли этого слова в обсуждаемом недоразумении.)

Причина, по которой предложено использование языка-прим, очень проста: "идентификационность" загоняет мозг в средневековые аристотелевские рамки и делает невозможным понимание современных проблем и возможностей. Короче говоря, классическое проявление закона "каков запрос, таков ответ". Если мы избавимся от "идентификационности" и будем всегда писать и мыслить только на языке операционализма и экзистенциализма, это, соответственно, введет нас в современную вселенную, где мы сможем успешно заниматься современными проблемами.

(c) Р.А. Уилсон и компания, Квантовая Психология

Эго по своей природе и является совокупностью несвобод идентификации и интерпретации действительности. Вообще-то имеет смысл замечать моменты когда такие несвободы просачиваются в речь, мышление и поступки. Заметить эти несвободы возможно, но достаточно тяжело.
На эту тему есть интересная практика. Можно задавать вопрос кому-либо "Кто я?". Практически все ответы, доступные для вербализации, высветят ментальный блок с бессознательно (и часто безосновательно) принимаемой самоидентификацией. Так что при желании понять о чем я пишу достаточно просто.

Monday, August 8, 2005

Ошо - Прыжок в пропасть

Итак, психически здоровый не будет никем в частности, не будет иметь никакой формы. Не может иметь. Только сумасшедший может быть кем-то конкретно - петухом ли, человеком ли, премьер-министром или президентом, или кем угодно еще. Нормальный психически ощутит свою нетелесность. В этом заключается главная опасность...
На самом деле вы не живете, вы - обуза, вы просто влачите себя, как тяжкую ношу. Вам достается много боли, много отчаяния, много печали, но ни единого лучика блаженства - он не может пробиться к вам. Если вы кто-то, вы точно сплошной каменный монолит, ничто не может проникнуть в вас. Когда вы начинаете становиться никем, в вас появляются поры, просветы. Когда вы никто, вы становитесь действительно пусты, прозрачны, все что угодно может пройти сквозь вас. Ничто в вас не мешает, не препятствует этому, в вас нет вообще никакого сопротивления. Вы становитесь пассивностью, дверью.
Сейчас вы подобны стене; и стеною в вас является этот самый "кто-то". Становясь дверью, вы становитесь никем. Дверь - это именно пустота, любой может пройти насквозь, совершенно не испытывая сопротивления, никакого препятствия нет. Кто-то... - вы безумны; никто... - вы впервые становитесь психически здоровы.
Вот почему я говорю, что это опасно - то, что вы пришли ко мне. Вы сделали рискованный шаг. Если вы смелы, то будьте готовы к прыжку в пропасть.
Все усилия направлены на то, чтобы вас убить, все усилия направлены на то, чтобы вас разрушить. Как только вы разрушитесь, проявится неразрушимое - оно и сейчас там, в вас, но оно скрыто. Как только то, что несущественно, будет изъято, существенное станет подобно пламени - вы оживете, достигая абсолютного торжества.